Там длинно и скучноСтолкнувшись с кризисом профессионального самоопределения и всё ещё находясь в нем по самые ушки, я начал задумываться и ретроспектировать людей и события, которые привели меня к тому, кто я сейчас и туда, где я сейчас.
И вот вспоминается мне моя робкая попытка найти опору на шаткой дорожке самоопределения путем обращения к психологии. В школе психологом была весьма стремная тётенька, вся какая-то кривозубая, сморщенная, низенькая, в очоках: в общем, ярчайший представитель специалиста избранной мной профессии. На мою просьбу о помощи женщина всунула мне 2 теста: небезызвестные в узких кругах ДДО и АИ, и, нехитро подсчитав результаты, сказала, что мне нужно работать в сфере «человек-человек». «Продавец, учитель, психолог и прочие профессии, связанные с общением» - вынесли мне вердикт. Всем спасибо, все свободны. Я был малость разочарован очевидностью результатов, но моё юное сознание горело желанием пойти по стопам Фрейда, а тест лишь подтвердил истинность моих намерений.
Второй этап я проходил у тёти психолога. Сделав пятьсот с гаком MMPI-ных вопросов, я ожидал чего угодно: совета пойти работать дворником, президентом, я ожидал даже вылезшую из монитора Садако, но приговор был гораздо жестче: «Согласно полученным результатам, вы можете выбрать любую профессию». Нувыпонели, пятьсот вопросов, два часа убитого времени, чтобы компьютер мог поиграть в кэпа.
Прошли годы, я получил своё первое высшее образование. Оно расширило мне горизонты сознания, сорвало тонны шаблонов, сделало жизнь сказкой и одновременно спустило её в унитаз… Было много хорошего и плохого, и я благодарен, но… Интересный человек – это не профессия, и к двадцати двум годам я так и не научился искренне и от всей души любить людей. А без этой любви – безграничной и безвозмездной - в психологию путь заказан. И вообще, я осознал, что буквы люблю больше, чем людей. Sad but true. И теперь меня ожидают адские муки переориентации своей жизни и сворачивания на извилистый путь.
И вот сейчас, работа в HR, я узнал огромное количество профессий, о существовании которых не задумывался. И у меня не было возможности выбрать их просто потому, что я не знал о них.. Профориентация в современных школах заставляет меня плакать. Половина одноклассников до четвертой четверти последнего года обучения понятия не имели, куда будут поступать. Черт с ними – со всякими менеджерами по продажам, но есть же профессии, где профильное образование необходимо – инженеры, технологи, программисты станков, агрономы… Большинство из этих слов до недавнего времени оставалось для меня лишь загадочными названиями.
В школах необходимо вводить профориентацию как предмет, и там изучать профессии. Нужно предоставлять ученикам возможность выбора не только учебного заведения, но и будущей работы, знакомить с представителями той или иной профессии, водить на экскурсии, в конце концов. Чтобы подростки выбирали профессии не «потому, что модно» и не «ту, где платят больше». И не шарились вслепую по родительским стопам, чтобы понять лет через пять, что лично их эти следы заведут в тупик.
Ещё один способ попробовать свои силы – хобби. Жалуются же родители и учителя,что дети сидят перед компьютером. А что им ещё делать, если они и не знают ничего кроме. Максимум, на что хватает мозгов родителям – художка-музыкалка-спорт. Но на этом список не исчерпывается, а школам сейчас глубоко насрать на досуг детей, если родители за этот досуг не выкладывают приличные суммы. А хобби – это ведь знакомство с новыми людьми - живое общение, которого так не хватает в мире современных технологий, шанс попробовать свои силы, определиться, что же получается лучше всего.
Отсюда и непопулярность рабочих профессий, и переполненность рынка юристами и экономистами, внезапно оказавшимися «ненужными». Мне больно видеть умных, интеллигентных людей, работающих кладовщиками и хозяйственных, мастеровитых, но замкнутых людей, заставляющих себя общаться с людьми.